Шаг 1: УСТРОЙСТВО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ
Перед устройством подстилающего слоя в земляном полотне копают так называемое корыто – углубление на ширину дорожного покрытия, в котором размещают все слои дорожной одежды. В соответствии с ее толщиной определяют и глубину корыта. После выемки грунта, дно корыта тщательно уплотняют. На спланированное и уплотненное дно корыта укладывают подстилающий слой; чаще его устраивают из песка, хотя иногда для этой цели используют и другие дренирующие материалы – гравий, шлак и т.д.
Шаг 2: УСТРОЙСТВО ОПАЛУБКИ
Верх опалубки должен соответствовать высотным отметкам заливаемой плиты, поэтому для сборки щитов опалубки рекомендуется использовать обрезную доску. Для уменьшения впитываемости цементного молочка из толщи бетона в стенки опалубки необходимо увлажнить пиломатериалы, из которых собирается опалубка. С особой тщательностью следует проводить работы по раскреплению опалубки, с целью предотвращения распирания щитов после укладки и уплотнения бетонной смеси.
Шаг 3: АРМИРОВАНИЕ
Перед закладкой арматурного каркаса в опалубку, на подготовленное основание необходимо уложить полиэтиленовую пленку или другой влагонепроницаемый материал. Данная операция позволит избежать утечки цементного молочка из толщи бетона. Плита дорожного покрытия может армироваться как пространственными каркасами, так и сетками, и те и другие могут быть сварными или вязанными из отдельных стержней. Вид армирования и арматуры необходимо выбирать согласно проектной документации. Минимальная толщина защитного слоя бетона для обеспечения совместной ра-боты арматуры с бетоном, а также предохранения арматуры от коррозии назначают не менее диаметра стержня и не менее: для плит менее 100 мм. – 10 мм, для плит более 100 мм. – 15 мм.
Шаг 4: УКЛАДКА БЕТОННОЙ СМЕСИ
Бетонная смесь должна укладываться равномерно по всей ширине захватки без разрывов. Продолжительность перерыва бетонирования без образования рабочего шва определяется строительной лабораторией. В процессе укладки бетонной смеси нужно следить за высотными отметками заливаемой плиты. Каждая суточная заливка должна заканчиваться рабочим швом.
Шаг 5: ВЫРАВНИВАНИЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ
После укладки бетонной смеси ее необходимо уплотнить, а поверхность выровнять. Выравнивать и уплотнять уложенную смесь удобней всего виброполутерками или виброрейками. Во время выравнивания и уплотнения необходимо следить, чтобы бетонная смесь не расслаивалась.
Шаг 6: ЗАСЫПКА КРАСИТЕЛЯ
С поверхности уложенного бетона правилом или шпателем нужно убрать выступившую на поверхность воду, затем финишной кельмой перетереть цементное молочко. После того как выполнены вышеописанные операции, начинаем засыпать краситель, рассеивая рукой по направлению ветра (~1.5 кг/м²). Краситель должен ложиться равномерным слоем. Когда краситель напитается влагой из толщи бетона (это будет видно по тому, как материал примет темный оттенок), финишной кельмой краситель нужно втереть в бетон не оставляя разводов, после чего процесс засыпки красителя повторить.
Шаг 7: ФОРМИРОВАНИЕ БЕТОННОЙ ПОВЕРХНОСТИ
После засыпки красителя необходимо обработать края бетонной плиты кромкогибочным шпателем, для придания им округлой формы и предотвращения скалывания кромок в процессе эксплуатации. Формование бетонной поверхности выполняется текстурными матами (мягкими и жесткими) и ручными трамбовками. Время начала формования бетонной поверхности рассчитать практически невозможно, так как зависит от множества факторов и поэтому определяется визуально опытным рабочим. Для того чтобы текстурные маты не прилипали к бетонной поверхности необходимо нанести на поверхность разъединяющий компонент. Нельзя допускать намокания разъединяющего компонента, поэтому его наносят непосредственно под текстурный мат. После этого, на бетонную поверхность аккуратно укладывают текстурные маты, при стыковке текстурных матов особое внимание нужно обращать на то, чтобы между ними не было зазоров. На уложенные текстурные маты заходит рабочий и начинает отбивать рисунок на бетонной поверхности, ударами ручной трамбовки по текстурным матам, обращая внимание на стыки. После завершения процесса формовки, текстурные маты перекладываются на следующий участок, следя за стыковкой рисунка матов уже отпрессованного участка с новым участком. В местах, где невозможно отформовать бетонную поверхность жесткими текстурными матами, формовку производят мягкими текстурными матами, они легко сгибаются тем самым, позволяя производить работы в труднодоступных местах. Через трое суток после окончания работ по приданию текстуры бетонной плите можно смыть с поверхности разъединяющий компонент.
Шаг 8: ДЕФОРМАЦИОННЫЕ ШВЫ
По истечению 1-2 дней с момента заливки бетона для снятия напряжений в бетонной плите и предотвращения появления трещин необходимо нарезать деформационные швы. Длина стороны нарезаемой плиты должна составлять 30-50% высоты залитого бетона. По возможности нужно избегать острых углов. Оптимальное отношение сторон: от 1:1 до 1:1,5. Глубина реза шва не должна быть меньше 1/3 высоты бетонной плиты. После нарезки швов их заполняют вилатермом и приблизительно через 10 дней герметизируют полиуретановой мастикой (мастику наносят на сухой бетон).
Шаг 9: НАНЕСЕНИЕ ЛАКА CLEAR SEAL
Приблизительно через 10 дней после заливки бетонной плиты на поверхность наносят лак — герметик CLEAR SEAL. Лак — герметик CLEAR SEAL наносится на сухой бетон, способ нанесения – валиком. После высыхания первого слоя наносится второй. Выполнение всех вышеуказанных рекомендаций – гарантия того, что Ваше покрытие прослужит много лет.
Мы рассказали вам о декоративном бетоне в Минске и о том, как сделать его своими руками.